Викторина ты и закон для детей

Викторина «Знаешь ли ты закон?»

№ 97 от 17 ноября 2014 г.

по основной деятельности

О проведении

с 17 ноября по 12 декабря 2014 года

городской викторины — конкурса «Знаешь ли ты закон?»

  • Провести городскую викторину- конкурс «Знаешь ли ты закон?» с 17 ноября по 12 декабря 2014 года.
  • Утвердить Положение о проведении городской викторины – конкурса «Знаешь ли ты закон?».
    1. Выделить 500 (Пятьсот) рублей на проведение городской викторины – конкурса «Знаешь ли ты закон?».
    2. Организационную и методическую работу по подготовке и проведению городской викторины – конкурса «Знаешь ли ты закон?» возложить на городской отдел обслуживания МКУК «Орловская центральная районная библиотека» (заведующая Л.Л.Киселёва).
    3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
    4. Директор МКУК «Орловская центральная

      районная библиотека» В.Д.Шишкина

      Положение

      о городской викторине — конкурсе «Знаешь ли ты закон?»

      Цель конкурса

      -Знакомство детей и подростков с основами законодательства Российской Федерации.

      Задачи конкурса

      -Способствовать расширению кругозора детей и подростков в области законодательства, правовых знаний по защите своих интересов.

      -Дать возможность детям и подросткам проявить свои знания в области права.

      Сроки проведения конкурса

      -С 17 ноября по 12 декабря 2014 года

      Организация конкурса

      -Городской отдел обслуживания МКУК «Орловская районная центральная библиотека» при содействии комиссии по делам несовершеннолетних администрации Орловского района.

      Участники конкурса

      Требования конкурса

      -Ответы на вопросы на бумажном или электронном носителях с указанием фамилии имени отчества, класса(группы), школы (учебного заведения).

      Критерии оценки

      -Правильность ответов, полнота, чёткость формулировок.

      Награждение

      -Победители награждаются Дипломами за I,II,III места, Благодарственными письмами, призами.

      Подробная информация по адресу: г.Орлов, ул. Ленина,55

      На сайте библиотеки: E-mail: lady.bibl@yandex.ru www.orlovib.ru

      Телефон для справок: 8(83365) 2-18-82 , городской отдел обслуживания.

      Викторина –конкурс «Знаешь ли ты закон?»

      «Законы нужны не только для того,

      чтобы услы­шать граждан,

      но и для того, что­бы помогать им». Вольтер

      Человек – существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Нужно знать законы государства и выполнять их. А также знать свои права и пользоваться ими.

      Ребята, предлагаем вам ответить на вопросы викторины:

    5. Что такое закон?
    6. Как называется основной закон государства?
    7. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации.
    8. Кто является гарантом Конституции?
    9. Кто из граждан Российской Федерации обладает большими правами?
    10. В Российской Федерации избирать и быть избранным – это право или обязанность?
    11. С какого возраста гражданину РФ принадлежат основные права и свободы?
    12. Назовите ваши права?
    13. С какого возраста граждане РФ могут принимать участие в выборах государственной власти?
    14. С какого возраста граждане РФ имеют право быть избранными в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления?
    15. Во сколько лет наступает призывной возраст?
    16. Что такое референдум?
    17. Кто является Президентом Российской Федерации?
    18. Назовите основные символы государства.
    19. Какой язык является государственным в Российской Федерации?
    20. Назовите денежную единицу России?
    21. Как правильно называется наше государство?

    orlovlib.ru

    Материал по праву на тему:
    Викторина «Знаешь ли ты закон?»

    Стимулирование учеников к самостоятельному овладению правовыми, социальными и культурными знаниями;

    Предварительный просмотр:

    Викторина «Знаешь ли ты закон?»

    1) Стимулирование учеников к самостоятельному овладению правовыми, социальными и культурными знаниями;

    2) Способствование воспитанию умения отстаивать свои взгляды в вопросах общественной жизни, профилактика антиобщественного поведения несовершеннолетних;

    3) Способствование воспитанию общественно-активной личности.

    Организационный момент: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы с вами встретились для того, чтобы провести викторину «Знаешь ли ты закон?»

    Все законы у нас прописаны в главном документе страны. А скажите, пожалуйста, как называется главный документ страны? (Конституция)

    1-й тур. Разминка

    Каждая команда по очереди отвечает на ряд вопросов, давая ответы «да» — «нет». После чего подсчитывается общее количество правильных ответов каждой команды (за правильный ответ — 1 балл) и команда-победитель первая начинает 2-й тур.

    Вопросы 1 -го тура

    1. Правда ли, что право на жизнь относится к социальной группе прав?

    2. Правда ли, что членами ООН являются более 150 государств? (Да.)

    3. Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет? (Нет.)

    4. Правда ли, что допрос несовершеннолетних должен проходить в присутствии педагога? (Да.)

    5. Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся родителей? (Да.)

    6. Правда ли, что ребенок-инвалид не имеет права поступать в институт? (Нет.)

    7. Правда ли, что несовершеннолетним не может быть вынесена такая мера наказания, как смертная казнь? (Да.)

    8. Правда ли, что несовершеннолетние учащиеся Суворовского училища имеют право принимать участие в военных действиях? (Нет.)

    9. Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим обстоятельством при совершении преступления? (Нет — отягчающим.)

    2-й тур. «Заморочки из бочки»

    В ходе 2-го тура мы проверим знание законов в отношении несовершеннолетних. Вопросы будут разделены на 3 категории:

    vкрасный цвет — уголовный кодекс;

    vсиний — административный кодекс;

    vзеленый — закон о правах ребенка.

    Каждая команда поочередно выбирает категорию вопроса и через 30 секунд дает ответ. Если команда не отвечает, то возможность заработать баллы предоставляется соперникам. За правильный ответ — 2 балла.

    Вопросы 2-го тура

    1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, повлекших расстройство здоровья? (С 14 лет.)

    2. Какой максимальный срок лишения свободы для лиц, не достигших 18 лет? (Не более 10 лет.)

    3. Чем отличается кража от грабежа? (Кража — тайное хищение имущества, грабеж — открытое хищение имущества.)

    4. При предъявлении уголовного обвинения, какой орган выносит приговор обвиняемому? (Суд.)

    1. С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет.)

    2. Что такое административное правонарушение? (Нарушение административного кодекса.)

    3. Назовите виды административных взысканий (Предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест.)

    4. Какой вид административных взысканий не применяется к несовершеннолетним? (Административный арест.)

    Закон о правах ребенка

    1. На основании каких документов составлен Закон о правах ребенка? (Конвенция, конституция.)

    2. С какого возраста для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в суд? (С 14 лет.)

    3-й тур. Вопросы — ответы.

    Ведущий предлагает ряд вопросов. Команда, которая отвечает правильно и первая на заданный вопрос, получает 1 балл.

    Вопросы 3-го тура:

    1. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет.)

    2. Освобождается ли от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление в нетрезвом виде? (Нет.)

    3. С какого возраста граждане Республики Беларусь имеют право избирать и быть избранными? (С 18 лет.)

    4. С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16лет.)

    5. Кем выбирается президент в Республике Беларусь? (Народом.)

    6. Назовите символы Республики Беларусь как суверенного государства? (Флаг, гимн, герб.)

    7. Какой документ в Республике Беларусь имеет высшую юридическую силу? (Конституция Республике Беларусь)

    4-й тур. Ситуации

    Каждой команде предлагается на карточках по 2 ситуации и дается 2 минуты на подготовку. В данном конкурсе учитывается правильность и полнота ответа, и соответственно выставляются баллы: за полный и правильный ответ — 2 балла (за каждую разрешенную ситуацию), за правильный, но неполный ответ — 1 балл.

    Задания для 4-го тура

    1-я ситуация. Группа подростков решила прогулять уроки, они позвонили и сообщили о пожаре в школе. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за правонарушение, какое наказание может их ожидать?

    (Административное правонарушение — ложный вызов пожарной охраны, ответственность наступает с 16 лет, штраф.)

    2-я ситуация. Шестнадцатилетнего подростка задержал полицейский, когда мальчик пытался оторвать трубку от телефона-автомата. Какое правонарушение совершил подросток, какое наказание может его ожидать? (Административное правонарушение — умышленное повреждение телефона-автомата, если подростку 14—16 лет — штраф)

    3-я ситуация. Миша и Коля ехали в автобусе, громко разговаривали, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания, пока пассажиры не обратился к сотруднику милиции. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение, какое наказание может их ожидать?

    (Административное правонарушение — мелкое хулиганство — нецензурная брань в общественных местах, ответственность наступает с 16 лет, штраф)

    4-я ситуация. На летних каникулах пятнадцатилетний подросток поехал отдыхать в лагерь. В один из дней, когда все дети находились на прогулке, он зашел в комнату и похитил планшет своего соседа. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это преступление? (Уголовное преступление — кража личного имущества, уголовная ответственность за это преступление наступает с 14 лет.)

    5-я ситуация. Шестнадцатилетний подросток выхватил из рук у прохожего мобильный телефон, по которому тот разговаривал. И убежал. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это преступление? (Уголовное преступление — грабеж, уголовная ответственность за это преступление наступает с 14 лет.)

    6-я ситуация. Подростки 15—16 лет собрались в сквере на скамейке, и пили пиво. Затем Юра принес бутылку вина, распив ее, ребята пошли на дискотеку. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение, какое наказание может их ожидать? (Административное правонарушение — распитие спиртных напитков в общественных местах — штраф, появление в пьяном виде подростков в общественных местах – штраф, административная ответственность с 16 лет; при повторном нарушении – штраф увеличивается).

    Заключительный тур. Стихотворение.

    Командам за 5-7 минут предлагается придумать стихотворение, используя конечные слова каждой строчки. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с заданием.

    nsportal.ru

    Классный час для начальных классов «Знаешь ли ты закон?»

    Описание разработки

    Цели:

    1. обогатить знания детей по правовому вопросу.

    2. развитие речи, мышления, познания окружающей среды.

    3. воспитывать воспитанных, культурных граждан республики.

    Ход классного часа

    1. Вступительная беседа.

    Дорогие ребята, гости, все мы являемся гражданами Республики Казахстан, это значит, что мы имеем права и обязанности, закрепленные в Конституции Республики Казахстан.

    Дети, вы, наверное, часто слышите от взрослых, что они говорят вам: «Ты должен!» Должен готовить уроки, должен помогать маме, вставать рано и. т. д. И вы им часто отвечаете «Я тоже человек! Я имею право отдохнуть» Таким образом, вы отстаиваете свои права. Но какие права? Знаете ли вы свои настоящие законные права? Обо всём этом мы узнаем и поговорим сегодня. Запомните: важно не только знать свои права и обязанности и главные законы. Важно ещё их соблюдать. Только, если мы все, будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.

    — Как называется книга, в которой записаны права и обязанности детей? (Конвенция по правам ребёнка)

    Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

    Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

    (Обратить внимание на выставку книг)

    2. Создание коллаборативной среды.

    Просмотр видеоролика «Права в детей в мультфильмах»

    3. Представление команд.

    Итак, пусть сегодня наши дети поговорят о своих правах! Для того чтобы всем было интересно, они разделились на команды, придумали названия и девиз своим командам.

    1 команда «Золотое солнце», девиз______

    2 команда «Казахстанский орёл», девиз______

    3 команда «Шахтёры», девиз__________

    Эти три команды посоревнуются между собой, насколько они знают свои права и обязанности.

    4. Ход соревнования

    — Давайте повторим правила работы в группе.

    1 тур Знаешь ли ты права?

    Назовите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:

    1 команда – на жизнь (Серый Волк, Ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Баба Яга, Змей Горыныч …. . )

    2 команда – на труд (Карабас Барабас, Синьор Помидор, Поп, Ленивица, Кот Базилио и Лиса Алиса, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба — Яга…. )

    3 команда – на имущество (Сын Жабы, Ведьма, Синьор Помидор, Кощей, Фрекен Бок, Сватья Бабариха, ……)

    2 тур Блиц – турнир

    Быстро, живо отвечай на вопросы!

    1. Президент Республики Казахстан. (Н. А. Назарбаев)

    2. Государственный язык Республики Казахстан. (Казахский)

    3. Символы Республики Казахстан. (Герб, флаг, гимн)

    4. Книга, где написаны законы страны. (Конституция)

    5. Расшифруйте ООН. (Организация Объединённых Наций)

    6. Столица Республики Казахстан. (Астана)

    7. Языком межнационального общения является… (Русский)

    3 тур «Угадай героя»

  • В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на её жизнь было совершенно покушение, а бабушка её лишилась права на прикосновенность жилища (Красная Шапочка)
  • Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь (Козленочек)
  • Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта (Старуха)
  • Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь (Колобок)
  • Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев (Кощей Бессмертный)
  • Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности (Лиса)
  • Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал собственностью другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
  • Этот герой русской народной сказки потерял жилище из — за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома (Заяц)
  • Она родилась в знатной семье, но старшие сестры и мачеха жестоко с ней обращались, нарушали её права, заставляли ее прислуживать им. Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива (Золушка)
  • Физ. минутка «Поём о своих правах»

    4 тур «Вопросы друг другу».

    Каждая команда составляет и задает вопрос другой команде.

    5 тур Составление кодекса правил нашего класса.

    После обсуждения в группе, спикеры презентуют кодекс своей группы

    5. Подведение итогов, выявление победителей, вручение грамот.

    6. Рефлексия учащимися. Написание синквейна.

    videouroki.net

    Datalife Engine Demo

    Конспект правовой игры «Подросток и закон»

    Цель: приобщение подростков к правовой культуре, повышение эффективности профилактики предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

    Задачи игры:

  • формирование правовой культуры;
  • формирование навыков безопасного поведения в обществе;
  • закрепление правовых знаний у подростков
  • Ход игры:

    Ведущий читает высказывание:

    «Человек судит ближнего своего по делам и поступкам, но высшее существо судит по тому, от каких поступков человек отказался и как боролся самим собой».

    Каждой команде предлагается высказать по высказыванию свое мнение.

    Ведущий: Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и даже ответственность, о которых он не должен забывать и должен соблюдать, иначе это его может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.

    Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобрести знания о своих правах, и выясним, как вы разбираетесь в законах рядом, с которыми мы живем.

    Задание № 1

    Задание № 2

    Вам необходимо командой вспомнить: кто является богиней правосудия, воссоздать ее образ, используя предоставленные вам атрибуты и объяснить предназначение каждого атрибута.

    Ведущий: У нас сегодня тоже имеются богини правосудия (представление жюри)

    Задание № 3

    «Вопрос – ответ»

  • Что такое уголовная ответственность?
  • Что такое административная ответственность?
  • Что является преступлением?
  • С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  • С какого возраста наступает административная ответственность?
  • Кто является несовершеннолетним?
  • Меры наказания несовершеннолетних при уголовной ответственности?
  • Меры административного наказания несовершеннолетним?
  • Кто является организатором?
  • Кто такой подстрекатель?
  • Кто такой пособник?
  • Что признается невменяемостью?
  • Что признается наказанием?
  • Общие условия уголовной ответственности.
  • Задание № 4

    «Расшифровщик»

    «В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням»

    А.А. Бестужев- Марлинский

    «Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира»

    «Жизнь даётся на короткий срок, и она сама по себе величайшее счастье».

    воли к сопротивл

    «Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению».

    «Наказанный преступник – это пример негодяев».

    «Сколько веревочке не виться – конец все равно будет».

    Задание № 5

    «Права детей»

    Команды должны ответить на вопросы.

  • 1. Золушка, ты погладила мне платье? -Золушка, принеси мне кофе! -Золушка, ты хочешь пойти на бал? -Я бы хотела! -Тогда перебери зерно, вымой полы, посади цветы, приготовь ужин. Когда посол приехал примерить туфельку, оставленную на балу незнакомкой, Мачеха заподозрила неладное и заперла Золушку в чулане.
  • Имела ли право мачеха и сёстры так обращаться с Золушкой ,мог ли кто-нибудь помочь Золушке?

  • 2.Правильно ли поступила мама,
  • отправив Красную Шапочку одну через темный лес?

  • 3.Снежная Королева превратила сердце Кая в льдинку и украла его (она посчитала, что ему будет лучше в ледяном царстве, не спросив его мнения) Имела ли право королева забирать его себе?
    • 4.Мачеха отправила падчерицу в лес «лютой» зимой одну за подснежниками. Могла ли падчерица не пойти в лес? Мог ли кто-нибудь защитить девочку? Куда в современном мире она могла обратиться за помощью?
    • 5.Родители оставили Иванушку на попечение сестры.
    • Правильно ли они поступили? Какое правило нарушили?

      Задание № 6

      «Квалифицируйте преступление»

      В первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором — юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Всего перечислено 8 преступлений.

      Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

      Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

      Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

      Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

      Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

      Коля заставил малыша дать 10 рублей

      Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

      Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

      Витя отобрал у Кости CD-плейер

      Задание № 7

      «Преступление против собственности»

      Командам перечислены различные преступления. Необходимо отобрать преступления против собственности. Время на размышление – 1 минута. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 1 балл. Всего 12 «правильных» карточек. Торговля несовершеннолетними.

    • Мошенничество.
    • Торговля краденым.
    • Незаконный арест.
    • Вымогательство.
    • Кража.
    • Продажа нелицензионных аудиокассет.
    • Подделка финансовых документов.
    • Неправомерное завладение автомобилем
    • Грабеж.
    • Разбой.
    • Присвоение или растрата.
    • Уклонение от уплаты таможенных платежей.
    • Повреждение имущества по неосторожности.
    • Безбилетный проезд в городском транспорте.
    • Установка подслушивающего устройства.
    • Ответ: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

      Задание № 8

      «Сказочный юрист»

      Командам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

      1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно?

      2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.

      «Сказка о попе и работнике его Балде».

      3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

      « Волк и семеро козлят»

      4. В этой сказке речь идёт о неком искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.

      5. Назовите сказку, где две сестры, завидуя третьей, идут на подлог и обман. «Аленький цветочек»

      6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшим это сделать. В итоге — богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.

      Задание № 9

      Стенгазета «Это надо знать»

      Слово жюри, подведение итогов

      school22-tmn.ru

      Игра викторина. «Права и обязанности ребёнка» ( в рамках недели правовых знаний) -познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ;

      Транскрипт

      1 Игра викторина «Права и обязанности ребёнка» ( в рамках недели правовых знаний) Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны — Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности. Задачи: -дать первоначальные правовые знания; — сформировать понятия «закон, порядок, права»; -познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ; -познакомить с правами ребенка; -формировать представления о правах школьника; -воспитывать чувство гражданского долга и ответственности. Организационный момент. Игра «Разгадай шифровку». Ход занятия. Ученикам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Права ребёнка. 1. Введение в тему. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы? Законы это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

      2 Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя». Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны. Упражнение «Собери слово из букв» Ученикам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция. Конституция главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником — Днем Конституции РФ. 2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ. Главный закон состоит из 9 глав. В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства Российская Федерация. Федерация это значит, что наша страна состоит из частей. Россия — это правовое государство; форма правления республика, т.е. власть выбирает сам народ. В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство. Четвертая глава определяет деятельность президента РФ. Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ. Во второй главе — самой большой — записаны права и свободы граждан РФ: -право на жизнь, -право на неприкосновенность жилища, -право на свободный труд, -право на охрану здоровья и медицинскую помощь, -право на образование. Права — те правила по которым живут люди.

      3 Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе. 3. Путешествие по стране «Правознайке». Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость — сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, будем отвечать на вопросы викторины, разгадывать загадки. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Вопросы викторины: 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.) 2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».) 3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.) На доске 3 листа: Право на бесплатное образование. Право на свободный труд, защита от безработицы. Право на неприкосновенность жилища. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке: Вопросы викторины: 1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ — 3 право на неприкосновенность жилища.) 2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)

      4 3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ — 1 на бесплатное образование.) Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь по стране «Правознайке», нам с вами предстоит отгадать загадки. Загадки: Оно каждому дано Оно каждому важно. Много их на свете есть Всех на пальцах и не счесть (право) Знают взрослые и дети Права нет важней на свете. В школе, ВУЗе, ПТУ Я всегда его найду. (право на образование) У взрослых право на работу, А у детей есть на? Есть право на игру и отдых, Я это говорю для взрослых. (право на заботу) Вот, к примеру, право.? Как же им не дорожить. Она прекрасна и сложна, И она нам всем нужна. (право на жизнь) Какое понятие соответствует пословице «Каков грех, такова и расправа» (Ответственность) «За худые слова слетит и голова» (административный проступок) «Таскал волк, потащили и волка» (Преступление) Угадай героя по описанию: (командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь.) «Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь». Козлёночек

      5 «Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу» Белоснежка, Спящая красавица «Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива» Золушка «Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта» Старуха «Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду» Мальчик-с-пальчик «Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома» Заяц Права или обязанности? (Из ниже перечисленного определите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся) ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ Получение бесплатного общего образования Получение дополнительных образовательных услуг Соблюдение устава Бережное отношение к школьному имуществу Уважение человеческого достоинства Добросовестно учиться Выполнение требований работников школы Уважение чести обучающихся сотрудников школы Выбор формы образования Носить школьную форму Посещать мероприятия в школе

      6 4. Заключительная часть. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? Права человека. Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права записаны в документе Всеобщей декларации прав человека В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование. ». — Какие же права есть у вас, школьников? Дети отвечают: 1.Право на учебу. 2. Право на отдых между уроками. 3.Право на каникулы. 4.Право на занятия в кружках и секциях.

      docplayer.ru

    Закрыть меню