Правила мата в шахматах

Быстрый мат в шахматах – варианты быстрого мата

Шахматы – это одна из самых сложных игр на Земле. Самое важное в этой игре – внимательность, стратегия, терпение и ум. Существует бесчисленное множество ходов, благодаря которым можно с легкостью выиграть противника. Существует также много способов поставить красивый мат. Один из таких способов – быстрый мат.

Шахматная партия может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Но существуют комбинации, которые помогут одержать победу в самом начале игры, поймав противника в ловушку. Есть много вариантов как поставить мат в дебюте игры. Рассмотрим некоторые из них.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

1. Дурацкий мат

Такой мат можно поставить только противнику новичку, который начал знакомится с игрой. Этот мат ставится на втором ходу шахматной партии, если играть черными фигурами, если же играть белыми, то он осуществим только на третьем ходу. Всего существуем восемь комбинаций дурацкого мата, но он всегда ставится ферзем или слоном (реже).

Выиграть этим способом можно, поставив черную пешку на e7, а затем переместить черного ферзя по диагонали h4 (в другой ситуации h5) на клетку e1 ( или e8, если перемещать по диагонали h5).

2. Быстрый мат за три хода без захвата фигур

Чтобы выиграть в шахматную партию за три хода, лучше выбрать белые фигуры. Нужно переместить пешку d2 на клетку d3, затем поставить королевскую пешку на е4. Это необходимо, чтобы открыть диагональ для ходов ферзя. Противник должен открыть своего короля, поставив пешку при коне на g5. Осталось победить оппонента, поставив ферзя на клетку h5. Шах и мат!

Такой мат очень прост, поэтому противник сразу же запомнит его и в следующий раз не позволит выиграть таким способом, из-за этого на такой мат нельзя положиться.

Мат за три хода с захватом фигур.

Необходимо открыть диагональ для королевы и заставить противника открыть защиту короля, поэтому пешка е2 перемещается на е4. После этого нужно захватить пешку противнику своей пешкой е4 (е4xf5). Вражеский король открыт, поэтому ферзь перемещается по диагонали на h5. Конец игры!

Победить соперника за пару ходов приятно, но, к сожалению, все комбинации подобного рода запоминаются за один раз. Поэтому быстрый мат можно поставить только новичкам или очень невнимательным игрокам.

Интересный факт! Быстрый мат на международном чемпионате

Известно, что на крупных чемпионатах дважды ставили дурацкий мат. Но иногда у быстрого мата есть и другие причины. Например, в 1970 году на международном чемпионате по игре в шахматы всемирно известный гроссмейстер Оскар Панно отказался играть в 7 часов вечера из-за религиозных убеждений, поэтому его оппонент Фишер выиграл, не сделав ни одного хода.

Видео – Быстрый мат в шахматах

Видео – Детский мат в шахматах

levico.ru

About-Chess.ru

Всё о шахматах

Прежде чем начать играть в шахматы, необходимо изучить правила, цели, порядок игры, шахматные фигуры. Обучение шахматам имеет большое значение на пути к успеху.

Основной целью игры является создание позиции, в которой неизбежна гибель короля противника, а также защита собственного короля.

Что представляет собой шах в шахматах?

Шахом называется нападение на короля соперника, то есть такая позиция, в которой фигура короля находится под ударом фигуры или пешки врага. При очередном ходе король может быть взят.

При угрозе шаха шахматист должен:

  • Переместить короля на не атакованное противником поле;
  • Любой фигурой, либо пешкой прикрыть короля;
  • Постараться взять ставящую шах фигуру, либо пешку.
  • Хоть раньше игрок, который делает такой ход, обычно говорил вслух слово «шах», сегодня это необязательно.

    Вечным шахом называется позиция, когда один шахматист может бесконечно ставить королю противника шах. Подобная шахматная партия закончится вничью, так как либо игрок, который постоянно ставит шах, сможет сделать троекратное повторение позиции, либо шахматисты согласятся на ничью.

    Вскрытым шахом называется перемещение фигуры, либо пешки, которое открывает нападение на короля противника другой фигуре.

    Двойным шахом называется вскрытый шах, когда фигура, которая сделала ход, тоже ставит шах. На такой шах ответить можно только перемещением короля.

    Замедляющим шахом называется шах, который сделал игрок, король которого под угрозой мата. Такой ход не предотвратит матовую атаку, он лишь ее задержит.

    Что такое мат в шахматах?

    Матом в шахматах называется ситуация, когда король одного игрока находится под угрозой шаха, а у шахматиста нет возможности сделать хотя бы один ход, чтобы избежать его. В такой ситуации королю ставится мат, либо шах и мат. Партия заканчивается.

    Спертым матом называется форма шаха и мата, при которой фигура короля не может ходить, так как на всех полях вокруг него стоят шахматные фигуры.

    Ничья или пат в шахматах

    Иногда в шахматной партии возникают очень интересные позиции, когда один из шахматистов во время своего очередного хода не может сдвинуть ни фигуру короля, которая не стоит под шахом, ни любую другую из своих фигур, либо пешек.

    Такое положение фигур на шахматной доске называется патом. Пат в шахматах указывает на то, что партия заканчивается вничью. Данное правило было установлено в 19 веке.

    Видео-урок: Шах, мат и пат в шахматах

    about-chess.ru

    Что такое мат в шахматной партии?

    Автор: Дядя Валера

    Рад приветствовать вас, дорогой друг!

    В любом виде спорта, да и не только в спорте, есть моменты апофеоза. Так сказать заключительная сцена спектакля. В боксе, к примеру, — нокаут. В шахматах – это мат. Давайте разберемся подробнее, что такое мат в шахматах и почему это венец шахматного действа.

    Если вы не любите читать, то смотрите видео:

    Что такое мат?

    Согласитесь, у такого события, как мат, должно быть понятное определение .

    Мат – это положение на доске, когда король одной из сторон находится под шахом (под боем) и не имеет возможности защититься от шаха каким либо способом. А именно:

    • Перекрыть нападение своей фигурой,
    • Отойти королем на другое поле, не находящееся под боем,
    • Побить фигуру, напавшую на короля.
    • Типичные маты

      «В обнимку» с ферзем

      Самый часто встречающийся тип мата.

      А иногда вот так:

      Как видите, ферзь находится рядом с неприятельским королем, так сказать «в обнимку». И тот никуда не может скрыться из крепких объятий неприятельского ферзя.

      Линейный мат

      Это мат тяжелой фигурой по последней линии. Линия (горизонталь) пробивается по всей длине, а уйти на 2 или 7 (черные) король не может.

      Король зорко стережет все поля, на которые может пойти его визави.

      Обе последние горизонтали пробиваются тяжелыми фигурами белых.

      В данном случае король загорожен собственными пешками.

      Быстрый мат

      Быстрые маты обычно встречаются в партиях слабых игроков. «Детский» мат, мат в 3 хода. Полагаю, вам знакомы эти названия. Самый быстрый мат – в 2 хода.

      Мат другой фигурой

      Вы уже знаете, что мат может поставить любая другая фигура, кроме ферзя. Однако встречается это реже, чем мат ферзем.

      Самая «матующая» фигура после ферзя, – ладья. Ладья, как правило, — ставит линейный мат. Мы уже с вами знаем, что это такое. Пример в предыдущем пункте нашей статьи.

      Примеры мата легкой фигурой и пешкой:

      На сцене мат конем.

      И пешку не забудем, конечно же.

      При записи партии шах обозначается знаком Х, в международной нотации применяется #

      Как поставить мат?

      Открою вам небольшой секрет. Мат является следствием вашей хорошей игры, а не самоцелью.

      Если вы играете сильно, переигрываете соперника, рационально используете отведенное время, вы добьетесь выигрышной позиции. Мат не заставит себя ждать, вы его поставите.

      Если же вы играете плохо, поставить мат вы сможете скорее случайно. В результате грубой ошибки или «зевка» партнера. А это будет случаться все реже по мере роста силы ваших соперников.

      Поэтому правильная цель игры – обыграть соперника.

      Полагаю, вы обратили внимание, что когда играют сильные шахматисты, они почти никогда не играют до мата.

      Когда позиция проигрышная, сильный шахматист сдается. Тем самым выказывая уважение сопернику, как бы не сомневаясь в том, что тот доведет свой перевес до мата. Играть до мата в среде опытных шахматистов – признак дурного тона . Пожалуйста, имейте это ввиду.

      Итак, учитесь хорошо играть, а за матами дело не станет.

      Благодарю за интерес к статье.

      Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

    • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
    • Напишите комментарий (внизу страницы)
    • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
    • chessmatenok.ru

      Урок 8. Шах и мат. Результат игры.

      Давайте ещё раз разберем понятия шах и мат.
      Шах – это нападение на короля соперника.

      От шаха есть три варианта защиты:

    • Уйти королем.
    • Прикрыть короля какой-либо фигурой.
    • Ударить фигуру противника, которая объявляет шах.
    • В позиции на диаграмме черная ладья объявила шах белому королю. Белые могут защититься тремя вариантами:

      1. Король может уйти от этого шаха,
      2. Слон может прикрыть короля от нападения,
      3. Ферзь может ударить черную ладью и снять нападение с короля.

      Мат – это шах, от которого нет защиты.

      В данной позиции черная ладья также напала на короля белых, но королю бежать некуда, прикрыться нечем, и также нечем ударить черную ладью. Значит это мат, черные выиграли.

      Всего в шахматной партии могут быть три вида результата:

      По традиционной системе подсчета за победу дается 1 очко. За ничью 0,5 очка. За поражение 0.

      По статистике белые побеждают чаще, чем черные, так как они делают первый ход. Победа той или иной стороне присуждается в случае, если поставлен мат сопернику или если одна из сторон сдается в виду неминуемого поражения. В профессиональных соревнованиях шахматы играют на время, то есть каждому игроку дается определенное количество времени на размышление. Если время заканчивается, засчитывается поражение.

      Что такое ничья, и в каких случаях она фиксируется, мы разберем в следующем уроке.

      megachess.net

    • 3.1. Правила игры в шахматы
    • 3.2. Игры на время
    • 3.3. Ничья в игре

    3.1 Правила игры в шахматы

    Игра в шахматы проходит на квадратной доске, состоящей из 8 горизонталей и 8 вертикалей. Доска состоит из 64 полей, чередующихся цветов («белое поле» и «чёрное поле»). В правом нижнем углу каждого игрока находится белое поле, фигуры расставляются так, как показано на диаграмме. Каждый ферзь должен занять поле, цвет которого совпадает с цветом самого ферзя.

    Каждый игрок в начале игры имеет по шестнадцать фигур: одного короля, одного ферзя, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Один игрок играет белыми, другой — чёрными. Белые всегда ходят первыми. Цвета выбираются дружеским соглашением, случайным образом или назначаются управляющим турнира. Игроки поочерёдно перемещают фигуры: за один ход можно переместить только одну фигуру (исключением является рокировка, когда две фигуры перемещаются за один ход). Фигуру можно перемещать на незанятый квадрат или на квадрат, занимаемый фигурой противника, что приводит к захвату фигуры, и она убирается с доски.

    • 3.1.1. Король
    • 3.1.2. Ладья
    • 3.1.3. Слон
    • 3.1.4. Ферзь
    • 3.1.5. Конь
    • 3.1.6. Пешка
    • 3.1.7. Остальные правила хода
    • 3.1.1 Король

      Когда королю создаётся угроза одной (может быть двумя) из фигур противника, королю объявляется шах. В этом случае необходимо следующим ходом вывести короля из-под шаха. Игрок не может сделать ход, который открывает короля для шаха. Цель игры — поставить противнику мат. Мат — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника, и при этом игрок не может своим ходом защититься от шаха.

      Король может ходить только на соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Один раз за игру каждому королю позволяется сделать специальный ход — рокировку. Рокировка совершается перемещением короля на два поля по направлению к ладье, а ладья ставится на поле, которое пересёк король при перемещении. Рокировку можно делать только в том случае, если все из ниже приведённых условий выполняются:

    • Ни король, ни ладья, участвующая в рокировке, не должны делать до рокировки ни одного хода.
    • Между королём и ладьёй не должно находиться ни одной фигуры.
    • Король не находится под шахом, не проходит через атакованное поле и не попадает на атакованное поле (под шах).
    • Король и ладья находятся на одной линии (это исключает возможно рокировки с пешками).
    • Ладья может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали при условии, что на её пути нет фигур. Она также участвует в рокировке.

      Слон может перемещаться на любое число полей по диагонали, при условии, что на его пути нет фигур. Каждый слон может перемещаться либо только по белым полям, либо только по чёрным, поэтому слонов называют «белопольными» и «чернопольными» соответственно.

      Ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали при условии, что на его пути нет фигур.

      Конь может пойти на любое поле доски, не занятое фигурой его цвета, если оно располагается на другом конце буквы «Г» (две клетки в одну сторону и одну в другую). Конь, находящийся по середине доски, имеет восемь вариантов хода. Помните, что после каждого хода конь переходит с поля одного цвета на поле противоположного цвета.

      У пешек самые сложные правила хода. Пешка может ходить вперёд на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали. С исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты. Пешка не может ходит назад. Пешка, атакующая поле, пересечённое пешкой партнёра, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе». Пешка — единственная фигура, которая атакует и ходит по-разному. Она может захватить фигуру противника, расположенную перед ней по диагонали на соседнем поле, но она не может перемещаться на эти поля, если они не заняты. Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». На практике пешка чаще всего заменяется ферзём.

      3.1.7 Остальные правила хода

      За исключением коня ни одна другая фигура не может перепрыгивать через другие фигуры. Через свои фигуры, находящиеся на линии хода, другие фигуры перемещать нельзя. Никаким ходом фигура не может вытеснить фигуру того же цвета с какого-либо поля. Через фигуры противника свои фигуры перемещать нельзя, но фигуры противника могут быть захвачены. Когда захватывается фигура, атакующая её фигура перемещается на поле, которое до этого было занято захваченной фигурой. Захваченная фигура убирается с доски и не может быть возвращена в игру до её завершения. Захватить короля нельзя, ему можно поставить только шах. Если игрок не может вывести короля из-под шаха, королю объявляется мат. Игрок, чьему королю объявляется мат, проигрывает.

      Игра не обязательно заканчивается матом. Игрок может сдаться, если ситуация безнадёжна. Игра может закончиться в ничью. Ничья возникает в нескольких ситуациях, в том числе на основе взаимного согласия: троекратное повторение позиции, правило пятидесяти ходов или ничья по причине невозможности мата (обычно из-за отсутствия материала для мата).

      3.2 Игры на время

      Во время создания новой игры можно ограничить время, выделяемое на ход. Каждый игрок имеет определённое количество времени для того, чтобы решить, какой ход сделать. Время оставшееся у игрока уменьшается только тогда, когда игрок получает право хода.

      3.3 Ничья в игре

      Это игры, которые заканчиваются без победы какого-либо игрока. Большинство игр завершается в ничью согласно правилам. Игра может закончиться в ничью, если возникает пат, троекратное повторение позиции, применимо правило пятидесяти ходов или нехватка материала для мата. Позиция считается ничейной, если любой игрок может с помощью корректной игры, в конечном итоге перевести игру в положение, в котором игра сводится к ничьей, независимо от ходов, сделанных другим игроком.

    • 3.3.1. Пат
    • 3.3.2. Троекратное повторение
    • 3.3.3. Правило пятидесятого хода
    • 3.3.4. Недостаточность материала
    • Пат — положение, при котором игрок, обладающий правом хода, не имеет возможности сделать ход королём, а сам король не находится под шахом. Пат немедленно приводит к ничьей.

      3.3.2 Троекратное повторение

      В игре объявляется ничья, если на шахматной доске возникает повторение одной и той же позиции (положение фигур) три или более раз; при этом очередь хода остаётся за одной и той же стороной, а возможности игры не меняются: право на рокировку или на взятие на проходе.

      3.3.3 Правило пятидесятого хода

      Правило пятидесяти ходов говорит о том, что партия признаётся ничей, если установлено, что за последние пятьдесят ходов или более ходов на доске не сделано ни одного хода пешками и не взята ни одна фигура.

      3.3.4 Недостаточность материала

      Если у игрока осталась только одна фигура, король, а у другого игрока остался король и слон или конь, то объявляется ничья, поскольку в этом случае для объявления мата у игрока нет необходимого материала. Ситуации, в которых мат возможен только из-за грубых ошибок оппонента, покрываются правилом пятидесяти ходов.

      help.gnome.org

    Закрыть меню