Задержание по подозрению в совершение преступления сроки

Срок задержания по подозрению в совершении преступлений террористической направленности может быть увеличен

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий увеличение срока задержания по подозрению в совершении ряда преступлений террористической направленности. Автор документа – депутат нижней палаты парламента Роман Худяков.

Законопроектом предлагается внести в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ изменения, устанавливающие для некоторых лиц отдельный порядок продления срока задержания до 30 суток. Поправка, согласно документу, будет действовать в отношении подозреваемых в совершении следующих преступлений против общественной безопасности:

  • террористический акт (ст. 205 УК РФ);
  • содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ);
  • публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ);
  • прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ);
  • организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ);
  • организация деятельности террористической организации и участие в ее деятельности (ст. 205.5 УК РФ);
  • захват заложника (ст. 206 УК РФ).
  • Напомним, в ч. 2 ст. 94 УПК РФ устанавливается, что по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания для представления той или иной стороной дополнительных доказательств обоснованности избрания названной выше меры пресечения. При этом последнее, согласно действующей редакции п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, допускается на срок не более 72 часов.

    В пояснительной записке к законопроекту отмечено: на сегодняшний день практика расследования упомянутых преступлений не всегда позволяет за 48 часов выявить и представить в суд достаточно оснований причастности лица к совершению преступления. В результате освобожденный подозреваемый имеет возможность уничтожить доказательства преступления, угрожать свидетелям и иными способами препятствовать следственным органам.

    Принятие предлагаемых поправок, по мнению их автора, позволит органам дознания и следствия наиболее тщательно собирать необходимые материалы для определения причастности лица к совершению преступления, избрать меру пресечения и исключить вероятность ошибки следствия.

    С полным текстом законопроекта № 442022-6 «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

    www.garant.ru

    Комментарий к СТ 91 УПК РФ

    Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого

    Комментарий к статье 91 УПК РФ:

    1. Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя СО, прокурора или суда. При этом задержание делится на две разновидности: задержание подозреваемого и задержание обвиняемого. О задержании обвиняемого см. п. 10 ком. к данной статье.

    Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность заключения под стражу осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания уголовного наказания, не связанного с лишением свободы, до рассмотрения вопроса о замене данного вида наказания более строгим (п. 18 ст. 397). Срок такого задержания определяется судом до 30 суток. Длительный срок действия этой меры принуждения и предварительное решение суда приравнивают ее к применению меры пресечения в виде содержания под стражей в целях обеспечения исполнения приговора. Для обеспечения тридцатисуточного заключения ОВД вправе задержать осужденного на срок до 48 часов, однако это задержание регламентируется УИК РФ (ч. 2 ст. 30; ч. 4 ст. 32; ч. 4 ст. 46).

    Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. ст. 27.3 — 27.6 КоАП), задержания осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения его от исполнения наказания (ст. ст. 30, 32, 46, 58, 97 УИК). В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

    2. Задержание является неотложной мерой процессуального принуждения (о понятии неотложной ситуации см. ком. к ст. 157). В связи с неотложным характером задержание производится без согласия руководителя СО, прокурора или судебного решения. Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

    3. Задержание может быть осуществлено следователем, органом дознания и дознавателем. При этом решение дознавателя о задержании и составленный им протокол задержания не требуют утверждения начальником органа дознания. Смотрите ком. к п. 17 ст. 5; ст. 41.

    4. Целью задержания подозреваемого является определение: 1) причастности лица к совершению преступления; 2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения. Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание невозможно. Задержание не должно применяться для получения признательных показаний подозреваемого.

    5. Задержание допускается по преступлениям, предусматривающим наказание в виде лишения свободы, как правило, более 2 лет. Следовательно, задержание возможно только при наличии постановления о возбуждении уголовного дела. Особый порядок задержания распространяется на лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 449).

    6. Комментируемая статья предусматривает четыре основания для задержания.

    Пункт 1 ч. 1 ст. 91 УПК предусматривает фактическое задержание (захват) при пресечении преступления (а также приготовлении, покушении), на месте совершения преступления или в результате преследования лица сразу после совершения преступления. Фактическое задержание могут произвести любые лица (потерпевший, очевидцы, сотрудники полиции). При этом участвовавшие в фактическом задержании следователь или дознаватель подлежат отводу как будущие свидетели (ч. 1 ст. 61), если фактическое задержание проводилось до возбуждения уголовного дела и отсутствовали другие очевидцы преступления.

    7. Не могут служить данным основанием задержания указания потерпевших или очевидцев, если они предполагают о совершении преступления этим лицом (на основе догадок, умозаключений); говорят с чужих слов или не могут указать источника своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75).

    8. Явные следы преступления не требуют специальных познаний для их выявления, они очевидны. Такими следами может быть наличие телесных повреждений, вещественных доказательств (например, орудий и предметов преступления, следов крови).

    9. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, как основание для задержания являются менее вескими уликами (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т.д.) и применяются при наличии одного из четырех дополнительных условий, указанных в ч. 2 ком. статьи.

    По смыслу ч. 2 ком. статьи задержание может использоваться для обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого в суд для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Согласно ч. 3 ст. 210 находящийся в розыске обвиняемый может быть задержан в порядке, установленном по аналогии с институтом задержания подозреваемого, для решения вопроса о мере пресечения.

    10. Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Формирование института задержания обвиняемого связано с недопущением заочного избрания заключения под стражу (в отсутствие обвиняемого — ч. ч. 4 — 5 ст. 108).

    Задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Основанием для него является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении его в качестве обвиняемого (а в исключительных случаях — обвинительного акта, так как при производстве дознания по общему правилу заключение под стражу не применяется).

    Суд по месту задержания лица, объявленного в розыск, вправе рассмотреть ходатайство о применении в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу, располагая заверенными копиями постановлений о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалов, подтверждающих его обоснованность, надлежаще удостоверенных руководителем СО по месту задержания подозреваемого или обвиняемого. Суду следует обеспечить участие в судебном заседании представителя следственного органа, которым были заверены поступившие документы .

    ———————————
    См.: п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 29.10.2009 N 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» // БВС РФ. 2010. N 1.

    11. Представляется, что фактические основания для задержания должны быть установлены с помощью уголовно-процессуальных доказательств: протоколов следственных действий и иных документов. Не исключена возможность указания непосредственно в протоколе задержания фактических оснований задержания. Условия задержания по четвертому основанию — иным данным — могут быть установлены и без производства следственных действий. Некоторые из них (неустановленность личности) могут презюмироваться. О доказательственном значении протокола задержания см. ком. к ст. 92 УПК РФ.

    upkod.ru

    Задержание по подозрению в совершение преступления сроки

    Надзор за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве является одной из наиболее приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры. Важнейшее из таких прав – право каждого человека на свободу передвижения, соблюдению которого всегда уделялось наибольшее внимание надзирающих прокуроров.

    Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, является наиболее строгой мерой процессуального принуждения, в связи с чем ее применение строго регламентировано в статьях 91 – 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

    Прежде всего, законодателем определен закрытый перечень должностных лиц, уполномоченных на задержание, а также оснований для этого.

    Так, орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

    1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

    2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

    3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

    При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

    Также в законе строго прописан порядок задержания подозреваемого.

    Так, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

    Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 УПК РФ.

    Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

    Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

    1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

    2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

    3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 УПК РФ.

    По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 УПК РФ.

    Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

    Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

    При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

    В случае нарушения установленного законом порядка задержания лица по подозрению в совершении преступления, гражданам необходимо безотлагательно обращаться в прокуратуру города или района по месту нахождения органа предварительного расследования.

    www.prockomi.ru

    Задержание подозреваемого: основания, процессуальный порядок, сроки. Особенности осуществления адвокатом защиты подозреваемого

    Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

    Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований (ст. 91 УПК РФ):

    • когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    • когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    • когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
    • После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.

      В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

      О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

      Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй ст. 46 (не позднее 24 часов), ст. 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

      Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

      При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

      При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого.

      Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство этого государства.

      При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

      Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту. Статья 45 п. 1 гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». А в статье 48 ч. 2 записано: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Право на защиту — это реальная возможность получения квалифицированной юридической помощи. Защитник должен следить за правильным соблюдением всех процессуальных правил, что позволяет уже с момента задержания следить за соблюдением прав подзащитного и не допускать в отношении него нарушений закона.

      В статье 49 УПК РФ прямо говорится, что защитник, которым является адвокат, допускается к участию в деле, в том числе с момента фактического задержания лица, то есть немедленно.

      В УПК РФ закреплен ряд правовых принципов, которые воспроизводят и развивают конституционные права и свободы граждан: уважение чести и достоинства личности (ст. 9), неприкосновенность личности (ст. 10), охрана прав и свобод человека, гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11), неприкосновенность жилища (ст. 12 ), тайна переписки (ст. 13), обеспечение права на защиту (ст. 144). Таким образом, правовая база для деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве основана на международном праве, Конституции РФ и развитом текущем законодательстве, что позволит эффективно осуществлять защиту прав и свобод граждан и в конечном итоге способствовать правосудию – справедливо разрешать уголовные дела.

      На стадии предварительного следствия деятельность адвоката в качестве защитника должна быть направлена на оказание правовой помощи обвиняемому или подозреваемому, охрану его прав и законных интересов.

      С момента допуска к участию в деле защитник вправе:

      • иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 46 и п. 9 ч. 4 ст. 47 УПК РФ;
      • собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ;
      • привлекать специалиста в соответствии со ст. 58 УПК РФ;
      • присутствовать при предъявлении обвинения;
      • участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника, в порядке, установленном УПК РФ;
      • знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому;
      • знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;
      • заявлять ходатайства и отводы;
      • приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом;
      • использовать иные незапрещенные средства и способы защиты, установленные УПК РФ.

      Свидания с задержанным составляют довольно специфическое средство защиты. Ст. 47 УПК РФ впервые провозгласила то, что защитник не только официально имеет право встречаться со своим подзащитным наедине в любое время, но и делать это до первого допроса. Это позволяет выработать единую позицию и подготовиться к первому допросу. Первый допрос – очень важная стадия следствия, и от того, какой будет позиция обвиняемого и его защитника, зависит дальнейшее расследование по делу.

      Конфиденциальность беседы подразумевает запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий технического и иного характера в целях получения информации о содержании беседы.

      При первой встрече необходимо установить психологический контакт. Если вас пригласил не сам подзащитный, а его родственники, то желательно заручиться их письмом к нему с мотивацией выбора вас в качестве защитника.

      Далее необходимо обсудить позицию по делу, средства защиты, имеющиеся доказательства и то, какие доказательства можно собрать как следственным путем, так и адвокату самостоятельно, в соответствии со ст. 86 УПК.

      Задача, стоящая перед адвокатом при участии в допросе подозреваемого или обвиняемого, состоит в том, чтобы обеспечить проведение допроса в соответствии с законом, не допустить применения грубости, угроз, физического или психического насилия, способствовать выявлению фактов, оправдывающих подзащитного или смягчающих его вину.

      В ходе допроса адвокат, защищая клиента, вправе прервать допрос и попросить свидание наедине с подзащитным.

      При подписании протокола защитник вправе делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей показаний.

      Заявление ходатайств и отводов – важная составляющая деятельности адвоката как защитника на стадии предварительного следствия. Ходатайство – это официальная просьба адвоката о выполнении каких-либо действий или принятии решения. Адвокат вправе заявлять ходатайства по всем вопросам, имеющим значение для защиты своего клиента. При этом необходимо реально оценить значение ходатайства и его обоснованность. Защитник должен понимать, что если он выявил нарушение или считает необходимым что-либо сделать, он обязан заявить об этом ходатайство. Защитник самостоятелен в выборе момента и характера заявления ходатайства, но желательно их заранее обговорить с клиентом. Ходатайство может быть подано в устной или письменной форме.

      Жалобы на действия следователя – одна из форм понуждения должностных лиц осуществлять следствие качественно, быстро и в установленные сроки.

      Задержание подозреваемого: Видео


      legalquest.ru

      Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения

      2. Задержание по подозрению в совершении преступления

      Задержание подозреваемого в совершении преступления — одновременно и мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в кратковременном лишении подозреваемого свободы, и, на наш взгляд, следственное действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств по делу.

      В нормах УПК в точном соответствии с нормами Конституции (ст. 22) задержание подозреваемого без судебного решения может иметь место только на срок до 48 часов (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94 УПК РФ). Однако по мотивированному ходатайству следственных органов и судебному решению этот срок может быть продлен до 72 часов, в течение которых органы уголовного преследования обязаны представить в суд как материалы, подтверждающие законность и обоснованность испрашиваемого заключения под стражу задержанного, так и самого задержания (п. 3 ч. 7. ст. 108 УПК РФ). В этом плане задержание представляет собой меру процессуального принуждения, ограничивающую конституционное право на неприкосновенность личности (ст. 10 УПК РФ). Поскольку в протоколе задержания указываются (конкретные) основания задержания, результаты личного обыска задержанного и его (возможные) объяснения, данный протокол может быть воспринят, в том числе и судом, как допустимый источник доказательств по делу. В этом плане задержание можно характеризовать как самостоятельное следственное действие.

      Существенно ограничивая конституционные права и свободы личности, задержание предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих законность и обоснованность его применения.

      Во-первых, задержание имеет строго определенные цели: 1) проверить причастность задержанного лица к совершению преступления;

      2) проверить наличие достаточных оснований для применения к задержанному в качестве меры пресечения — заключения под стражу. В данной связи следует изначально считать незаконным задержание, преследующее иные (непроцессуальные) цели: оказание незаконного воздействия на задержанного с целью получения признательных показаний; обоснование задержания необходимостью производства с задержанным определенных оперативно-розыскных мероприятий и т.п.

      Во-вторых, задержание применяется только по подозрению в совершении преступления, а не административного или иного проступка. Причем преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Именно в данной связи срок задержания включается как в совокупные сроки (возможного) заключения под стражу, так и (возможного) наказания в виде лишения свободы, назначенного по приговору суда.

      В-третьих, задержание возможно лишь по возбужденному уголовному делу. Эти решения могут быть приняты и одновременно, поскольку для законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела нужен меньший объем данных, указывающий на признаки преступления, чем для процессуального задержания. Таким образом, при наличии основания для задержания, изначально есть и достаточное основание и для возбуждения самого уголовного дела, которое должно быть возбуждено в максимально сжатые сроки после фактического задержания подозреваемого. В связи с этим в УПК сформулировано правило о том, что протокол задержания должен быть составлен не позднее 3 часов с момента доставления задержанного в правоохранительные органы (ч. 1 ст. 92 УПК РФ).

      Фактическое задержание означает физическое, принудительное ограничение личной свободы того или иного лица, ограничение свободы его передвижения и принудительное доставление в правоохранительный орган (п. 15 ст. 5 УПК РФ). Подобное задержание может иметь место, в том числе и за совершение дисциплинарного проступка, с целью составления протокола об административном правонарушении, с целью выяснения личности и т.п. Уголовно-процессуальное задержание означает факт уголовного преследования в отношении конкретно определенного лица, поэтому: а) право его производства принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с уголовно-процессуальным законом (ч. 1 ст. 91 УПК РФ); б) закон предусматривает строгую процессуальную форму его производства, гарантирующую как права личности, так и интересы правосудия в этом вопросе.

      В-четвертых, процессуальное задержание может иметь место только при наличии достаточных оснований и законных мотивов, определенных в законе. Основание призвано объяснить, на основании чего принимается решение о (процессуальном) задержании того или иного лица. Мотив призван объяснить субъективный момент правоприменителя, указывая на то, почему именно данное лицо не может остаться на свободе и его необходимо кратковременно лишить свободы. В связи с этим указание в протоколе задержания основания и мотива задержания (ч. 2 ст. 92 УПК РФ) есть неотъемлемый элемент его законности и обоснованности.

      Закон исчерпывающе называет основания и мотивы задержания. Основания определены законодателем в п. 1—3 ч. 1 ст. 91 и ч. 2 ст. 91 УПК РФ. К ним, в частности, относятся фактические данные (доказательства), указывающие на то, что:

      • лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Для закона не имеет значения, кем застигнуто данное лицо: сотрудником правоохранительного органа или частным лицом. Определяющим здесь является признак непосредственности;

      • потерпевшие или очевидцы прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление (п. 2 ч. ст. 91 УПК РФ). Несмотря на множественность указания нормы закона, достаточно указания одного потерпевшего или очевидца, непосредственно наблюдавшего факт преступления. Существенно и то, что применительно к названной норме термин «потерпевший» следует трактовать не в процессуальном (ст. 42 УПК РФ), а в его фактическом смысле.

      • на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления (п. 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Здесь определяющим фактором является категория «явности» обнаруженных следов преступления (орудий преступления, похищенного, следов крови и т.п.).

      Четвертое основание, определяемое законодателем как «иные данные, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления» (ч. 2 ст. 91 УПК РФ), включает в себя как фактические данные, так и сведения оперативно-розыскного характера, указывающие на наличие конкретных обстоятельств. Это могут быть результаты инвентаризации или ревизии, показывающие недостачу на складе у определенного лица, данные применения на месте преступления служебной собаки, обнаружение на месте преступления документов или вещей определенного лица и т.п.

      Особенностью задержания подозреваемого по данному основанию является то, что оно может иметь место лишь при наличии специальных мотивов, указанных в ч. 2 ст. 91 УПК, если:

      а) это лицо пыталось скрыться (поспешное снятие с регистрации по месту жительства, увольнение с работы, распродажа домашнего имущества, приобретение билетов в другой регион и т.п.);

      б) либо оно не имеет постоянного места жительства (для закона существенно отсутствие постоянного места жительства именно по месту задержания);

      в) либо не установлена его личность (документы, удостоверяющие личность, полностью отсутствуют или вызывают сомнения в своей достоверности, задержанное лицо отказывается назвать себя, проверить его личность незамедлительно не представляется возможным);

      г) а также, когда следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

      Кроме специальных закон предусматривает и общие мотивы для задержания, которые, как правило, применяются при мотивировке задержания, производимого по основаниям п. 1-3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ. К ним следует отнести данные (сведения), указывающие на то, что подозреваемый (возможно): а) скроется от следствия или суда (п. 1 ч. 1 ст. 97 УПК РФ); б) будет продолжать преступную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК РФ); в) будет угрожать свидетелю или иным участникам, уничтожать доказательства либо иным путем препятствовать производству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК РФ).

      В качестве существенного условия законности и обоснованности задержания выступает и строгое соблюдение процессуальной формы применения данной меры процессуального принуждения. В каждом случае задержания должен быть составлен протокол задержания с обязательным указанием даты, времени, места, основания и мотива произведенного задержания, результатов личного обыска задержанного и других существенных обстоятельств применения указанной меры (к примеру, в части, касающейся разъяснения права на защитника и других прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ). Форма и реквизиты данного протокола указаны в Приложении 12 к УПК.

      Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК РФ срок процессуального задержания исчисляется с момента фактического задержания (п. 11 и 15 ст. 5 УПК РФ), а не с момента доставления в правоохранительный орган или момента составления протокола, именно эти час и минута должны быть указаны в протоколе и приняты во внимание при исчислении максимально возможного срока задержания.

      Сам протокол должен быть составлен в срок не более 3 часов с момента доставления задержанного в правоохранительный орган или к должностному лицу, правомочному решать вопрос о процессуальном задержании (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). При составлении названного протокола следует учесть, что он остается в материалах уголовного дела, а его копии должны быть вручены подозреваемому (с указанием даты вручения), направлены вместе с задержанным в ОИВС, в наблюдательное производство прокурора (вместе с письменным уведомлением о задержании). При составлении протокола следователем он не требует дополнительного утверждения; при принятии решения о задержании дознавателем — протокол должен быть утвержден начальником органа дознания. При отказе подозреваемого подписать протокол это удостоверяется по правилам ст. 167 УПК РФ.

      Процессуальная форма задержания включает в себя личный обыск задержанного. В соответствии с ч. 2 ст. 184 УПК РФ для производства данного обыска не требуется вынесения специального постановления.

      Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК РФ) с соблюдением правил ст. 46, 189 и 190 УПК РФ. Подозреваемый имеет право знать, по поводу чего он задержан, поэтому сущность вменяемого ему подозрения должна быть разъяснена в понятных для него терминах. Обязательным в протоколе допроса является письменное разъяснение права не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Если защитник участвует в деле с момента принятия решения о процессуальном задержании, он имеет право на конфиденциальное свидание с задержанным еще до его первого допроса. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

      Протокол допроса подозреваемого является самостоятельным источником доказательств, при его составлении обязательно соблюдение норм ст. 166-167 УПК РФ.

      В течение 12 часов о факте произведенного задержания обязательно должен быть уведомлен прокурор (ч. 3 ст. 91 УПК РФ) и кто-либо из близких родственников задержанного (п. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 96 УПК). Письменное уведомление об этом направляется прокурору с указанием фамилии, имени, отчества задержанного, даты, времени и места задержания, его основания и мотива. Прокурор вправе как немедленно освободить задержанного, так и оставить возможности для его задержания в течение 48 часов. Форма уведомления родственников законом не урегулирована, поэтому оно может быть как письменным, так и устным (например, по телефону). Возможность уведомления близких родственников может быть предоставлена и самому задержанному.

      При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим или гражданином (поданным) другого государства, об этом соответственно уведомляются командование воинской части и посольство (консульство) иностранного государства.

      Закон называет исключение из этого правила: при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление может не производиться. Это решение оформляется мотивированным постановлением следователя с санкции прокурора (ч. 4 ст. 96 УПК РФ). Данное правило не применяется, если задержанный является несовершеннолетним.

      Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются ФЗ от 15.07.95 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 30.12.02)[45] (далее — ФЗ от 15.07.95) (ч. 1 ст. 95 УПК РФ) и ведомственными нормативными актами.

      Местами содержания под стражей подозреваемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД или пограничных войск РФ. Местами содержания под стражей подозреваемых могут являться и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ[46], а в отношении военнослужащих — гауптвахты (ст. 7, 9—11 ФЗ от 15.07.95). Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством РФ, с ограничениями, предусмотренными ФЗ от 15.07.95, а также вытекающими из режима в местах содержания.

      Сотрудники органа дознания, осуществляющие ОРД, могут встречаться с задержанным, в том числе и для производства необходимых ОРМ, только с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК РФ). Выступая в качестве весомой процессуальной гарантии прав задержанного, данная процессуальная норма во многом корреспондирует правилу, предусмотренному ч. 4 ст. 157 УПК РФ, не допуская произвольного вторжения оперативных аппаратов и служб в сферу уголовно-процессуальной деятельности и в процессуальную независимость следователя.

      Основания для освобождения подозреваемого из ИВС предусмотрены ст. 94 УПК РФ. Так, задержанный подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или начальника места содержания подозреваемого под стражей, если:

      1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления. В данном случае юридическим основанием для освобождения выступает постановление органа дознания, следователя, прокурора или суда, в котором констатируется вывод об отсутствии события преступления либо состава преступления (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), либо непричастность задержанного к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

      2) отсутствуют юридические или фактические основания для применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Юридическим основанием принятия подобного решения может служить как судебное решение в виде постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, так и отсутствие подобного ходатайства со стороны следственных органов. В последнем случае решение об освобождении принимается органом, выступившим инициатором задержания, или прокурором.

      3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ. К примеру, лицо задержано при отсутствии оснований, предусмотренных ч.1 и 2 ст. 91 УПК РФ; лицо задержано за совершение деяния, не являющегося преступлением, либо по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы; задержание произведено неправомочным лицом и т.п.;

      4) истек предусмотренный законом срок задержания, а в ИВС не поступило постановление суда: а) об избрании в отношении подозреваемого в качестве меры пресечения заключения под стражу; б) либо об отложении окончательного решения об этом, вынесенное в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.

      В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 15.07.95 начальник места содержания под стражей, как известно, обязан не позднее чем за 24 часа до истечения срока задержания уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора. Если в отношении задержанного: а) не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (п. 1 ч. 7 ст. 108 УПК РФ); б) либо судья не отложил принятие окончательного решения об этом по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ему дополнительных доказательств обоснованности задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК)[47], подозреваемый подлежит немедленному освобождению по истечении 48 часов с момента фактического задержания.

      Освобождение подозреваемого из-под стражи в этом случае производится постановлением начальника места содержания под стражей (ч. 3 ст. 50 ФЗ от 15.07.95). Об этом он должен уведомить орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

      Копия постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу выдается задержанному при его освобождении (ч. 4 ст. 94 УПК РФ). Задержанному также выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения. Названные документы могут послужить правовым основанием для возможной реабилитации задержанного в порядке гл. 18 УПК РФ.

      В соответствии с ч. 4 ст. 50 ФЗ от 15.07.95 подозреваемому при освобождении из ИВС выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете. При необходимости он обеспечивается администрацией места содержания бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие для проезда к месту жительства.

      [45] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. № 11. Ст. 1002; 2003. № 1. Ст. 2.

      [46] Указ Президента РФ от 28.07.98 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. от 30.12.99) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3841.

      [47] В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.

      netprava.ru

Закрыть меню