Ликвидированная организация и уплата налогов

Порядок взыскания налога при ликвидации организации

Принудительное взыскание налога происходит по определенным правилам, установленным в налоговом законодательстве. Процедура принудительного взыскания налога может измениться в случае изменения правового статуса налогоплательщика.
Начало процедуры ликвидации организации обусловливает некоторые особенности в процедуре бесспорного взыскания налоговой недоимки. Порядок ликвидации юридических лиц установлен в ст. ст. 61 — 65 ГК РФ, ст. ст. 20 — 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в иных нормативных правовых актах в отношении некоторых организационно-правовых форм юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и может иметь добровольный либо принудительный характер. Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности как субъекта права, соответственно, утрачиваются и все права, вытекающие из факта существования юридического лица (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Ликвидация влечет гражданско-правовые и налоговые последствия. Ликвидированная организация утрачивает также статус налогоплательщика. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В ст. 11 НК РФ дано определение организации для целей налогообложения: это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские юридические лица), а также иностранные юридические лица и иностранные организации.
Ликвидация организации влечет невозможность исполнения налоговых обязательств ликвидированной организации перед бюджетом. В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о начале процедуры ликвидации в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации. В силу п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с положениями ГК РФ, другими законами.
Налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку ликвидируемой организации, причем данная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Нахождение организации в процессе ликвидации изменяет правила исполнения ею налоговой обязанности. Обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Налоговые органы не имеют приоритета перед другими кредиторами при взыскании налога. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды ликвидируемой организации в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ производятся в третью очередь. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. «Кредиторы ликвидируемого юридического лица не вправе в индивидуальном порядке требовать удовлетворения своих требований вне установленной законом очередности, данный правовой принцип составляет суть правоотношений в ликвидации, устанавливает правовые ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, направлен на предоставление кредиторам равных правовых возможностей» (Постановление ФАС Уральского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф09-6654/09-С2).

Задолженность по уплате налогов (сборов) представляет собой денежные обязательства ликвидируемой организации. Кредитором ликвидируемой организации по налоговым требованиям выступает налоговый орган.
Таким образом, нахождение организации в процессе ликвидации означает, что налоговый орган утрачивает право принудительного взыскания налога с ликвидируемой организации в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ.
Как указано в Постановлении ФАС Поволжского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А65-7926/2010, «положения статьи 49 Кодекса и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства, влечет за собой нарушение прав ликвидируемого юридического лица, нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика».
Процедура бесспорного взыскания налога представляет собой определенную последовательность действий налогового органа. Начало процедуры бесспорного взыскания налога — предъявление налогоплательщику требования об уплате налога (Постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2011 г. N КА-А40/8493-11-2-Б). Выставление требования об уплате налога (сбора), пени в период нахождения общества в стадии ликвидации не соответствует нормам налогового и гражданского законодательства, нарушает права организации, находящейся в процессе ликвидации, и права ее кредиторов.

Между тем по данному вопросу имеется противоречивая судебно-арбитражная практика. Так, суд посчитал, что налоговый орган вправе направить требования об уплате налога в адрес ликвидируемой организации. «Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации. Более того, налоговый орган вправе обратиться с требованием об уплате налога к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика» (Постановление ФАС Поволжского округа от 19 апреля 2011 г. по делу N А12-15219/2010).

Анализ норм налогового законодательства показывает, что в нем не содержится положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги).
Вместе с тем положения ст. 49 НК РФ устанавливают иной порядок исполнения налоговой обязанности. Налоговые обязательства исполняются в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Налоговый орган не вправе принимать меры по обеспечению уплаты налогов с ликвидируемой организации. Процедура взыскания налога с организации в стадии ликвидации приобретает особый характер.
Налоговый орган как кредитор ликвидируемой организации должен в установленный законом срок предъявить свои требования ликвидационной комиссии для включения их в реестр требований кредиторов в целях обеспечения возможности получить удовлетворение. Требование налогового органа как кредитора, упоминаемое в ст. ст. 63, 64, 855 ГК РФ, не совпадает по смыслу с понятием «требование об уплате налога», употребляемым в ст. ст. 45 — 48, 69, 70 НК РФ, поскольку данные требования имеют различный характер. Требование об уплате налога представляет собой документ установленной формы, направляемый в случае наличия налоговой недоимки, требование кредитора к ликвидируемой организации представляет собой материально-правовое притязание кредитора к должнику.
Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ срок для предъявления требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания данного срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Ликвидационная комиссия вправе отклонить требования кредитора или уклониться от их рассмотрения. В этом случае налоговый орган в силу п. 4 ст. 64 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Закон устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем направления требований в ликвидационную комиссию. Данный порядок предусматривает возможность для кредитора обратиться в суд только после обращения с требованием к ликвидатору. Нарушение налоговым органом досудебного порядка исключит удовлетворение иска налоговой службы. Налоговый орган должен также избрать надлежащий способ защиты права. В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2011 г. N Ф03-2242/2011, в частности, говорится: «Рассматривая требования ФНС России о признании незаконными действий ликвидационной комиссии по невключению задолженности УК «Владгосцирк» перед бюджетом в ликвидационный баланс и об обязании исполнить данную обязанность, арбитражные суды обеих инстанций правильно исходили из того, что возможность защиты прав кредитора при ликвидации юридического лица подобными способами не предусмотрена статьями 12, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования в указанной части обоснованно оставлены судами без удовлетворения, и доводов, опровергающих правильность вывода судов об избрании ФНС России ненадлежащего способа защиты посредством предъявления таких требований с точки зрения приведенных выше норм права, кассационная жалоба не содержит».
Налоговый орган в случае отклонения ликвидационной комиссией требований к должнику вправе предъявить исковое заявление о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет оставшегося имущества ликвидируемого должника. Заявление должно быть подано налоговой службой в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством для обращения в суд с иском о взыскании налоговой задолженности.
Процедура ликвидации не может служить обстоятельством для изменения сроков обращения в суд. «Сама по себе процедура ликвидации не дает права налоговому органу взыскать с предприятия задолженность по налогам, пеням, штрафам, в отношении которой истекли установленные НК РФ сроки на ее принудительное взыскание» (Постановление ФАС Центрального округа от 13 августа 2009 г. по делу N А23-4198/08А-13-147). Обращение в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, установленном п. 4 ст. 64 ГК РФ, кредитором, в удовлетворении требований которого отказано ликвидатором, возможно и после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Проблема в том, что имущества ликвидируемого может не хватить для удовлетворения требований инспекции. «Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора» (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2012 г. по делу N А32-8784/2011). Положения ст. 49 НК РФ и ст. 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами, в том числе по налоговым долгам, ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований. Нарушение налоговым органом порядка предъявления требований к ликвидационной комиссии может сделать невозможным удовлетворение требований по уплате налоговой задолженности, так как налоговые требования не будут учтены в процессе расчетов с кредиторами.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В ст. 21 указанного Закона установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Документы подаются в регистрирующий (налоговый) орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Налоговый орган по результатам рассмотрения документов принимает решение о государственной регистрации ликвидации. Налоговый орган может отказать в регистрации ликвидации организации. «Представленный на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал в части уплаты обязательных платежей в бюджет, сведениям, имеющимся у налогового органа. В ликвидационном балансе, представленном заявителем в налоговый орган, сведения о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет отсутствовали. согласно части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационный баланс общества, составленный 06.07.2007, не может считаться достоверным. Исходя из смысла ст. статей 14 и 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно» (Постановление ФАС Поволжского округа от 13 мая 2008 г. по делу N А12-11678/07).

Налоговые органы не вправе отказывать в регистрации ликвидации организации по причине наличия задолженности перед бюджетом, которая не может быть взыскана ввиду пропуска срока на принудительное взыскание налога. «. Налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации ликвидации Учреждения. Основанием для принятия решения послужило представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности перед бюджетом.
Не согласившись с отказом в регистрации, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили в том числе из того, что, во-первых, Учреждением были представлены все необходимые документы для государственной регистрации; во-вторых, налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих размер не отраженной в ликвидационном балансе задолженности; в-третьих, срок принудительного взыскания задолженности истек» (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-1154/2009(1139-А03-37)).

В случае ликвидации организации снятие с налогового учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 49 НК РФ в случае, если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных налогов и сборов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам налоговым органом в порядке, установленном гл. 12 НК РФ. «В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам сумма излишне уплаченного налога не подлежит возврату ликвидируемой организации» (Постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2010 г. по делу N А57-23706/2009).

Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет имеющейся переплаты по налогам у ликвидируемой организации в счет исполнения налоговых обязательств. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.
Пунктом 2 ст. 49 НК РФ предусмотрена дополнительная ответственность перед бюджетом участников (учредителей) ликвидируемой организации по налоговым обязательствам организации: «Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

www.mosuruslugi.ru

3.4. Налогообложение имущества при создании, ликвидации или реорганизации предприятия

3.4. Налогообложение имущества при создании, ликвидации или реорганизации предприятия

Как правило, организации не образуются 01 января и не ликвидируются 31 декабря, поэтому для вновь образованных организаций и ликвидируемых организаций актуальна проблема расчета налога на имущество в таких ситуациях. К тому же, организация может образовывать обособленные подразделения с выделением их на отдельный баланс, которые также должны рассчитывать налог на имущество не с начала налогового периода. Учитывая тот факт, что главой 30 Налогового кодекса РФ не определен механизм исчисления и уплаты налога в случаях создания, реорганизации, ликвидации организации, то рассмотрим рекомендации Минфина России, изложенные в письме от 16.09.2004 г. № 03-06-01-04/32:

Поскольку главой 30 Налогового кодекса не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода, то при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса, с учетом положений статьи 379 НК РФ. В соответствии со статьей 379 Налогового кодекса налоговым периодом считается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года. Далее указывается, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая – именно средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, следовательно, при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (т. е. в квартале, полугодии и в 9 месяцах календарного года).

Данное разъяснение касается и порядка определения среднегодовой (средней) стоимости в случае снятия или постановки на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса определяется отдельно.

По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество организациями в отношении ликвидированных обособленных подразделений и (или) проданных объектов недвижимого имущества, по которым уплачены авансовые платежи по налогу на имущество организаций, предлагается опираться на норму статьи 45 Налогового кодекса РФ, согласно которой обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, причем налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

На этом основании организация может представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении ликвидированного обособленного подразделения и (или) проданного объекта недвижимого имущества в течение календарного года до срока ее представления, установленного пунктом 3 статьи 386 НК РФ.

Рассмотрим порядок начисления и уплаты налога на имущество при создании организации:

Организация создается в календарном году. Согласно п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ среднегодовая стоимость имущества равна сумме остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого отчетного месяца, деленной на количество месяцев отчетного периода плюс один. В таком случае возникает вопрос: на какое количество месяцев необходимо разделить сумму остаточной стоимости имущества филиала – считая с начала года или с месяца создания? Статья 55 Налогового кодекса РФ устанавливает налоговый период для вновь созданных организаций период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Здесь наблюдается некое противоречие с законом “О бухгалтерском учете”, в соответствии с которым, первым отчетным годом для организаций, созданных после 1 октября, признается период от даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года. Получается, что организация, образованная в ноябре текущего года, обязана сдать налоговую декларацию по имеющемуся имуществу за текущий год, а бухгалтерскую отчетность – за следующий год.

Рассмотрим порядок расчета налога на имущество вновь созданной организации на примере:

ООО ”Юпитер” зарегистрировалось в налоговом органе 15 мая 2006 года. Первым отчетным периодом для него будет являться полугодие 2006 года. Не позднее 30 июля 2006 года организация должна представить налоговую декларацию по налогу на имущество и уплатить авансовый платеж.

По данным бухгалтерского учета остаточная стоимость основных средств ООО “Юпитер” составляет:

На 1 июня 50000 руб.

На 1 июля 86400 руб.

Определим среднюю остаточную стоимость за период:

(50000+86400)/ 7 = 19486, где 7 – количество месяцев в отчетном периоде (полугодие), увеличенное на единицу. Предположим, что субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрирована данная организация, установлена ставка налога на имущество организаций в размере 2,2 %.

Следовательно, по итогам полугодия 2006 года в региональный бюджет организации необходимо уплатить 107 руб. (19486 х 1/4 х 2,2 %).

Аналогично будем рассчитывать авансовые платежи по налогу на имущество за 9 месяцев (складываем остаточную стоимость имущества на 1 июня, 1июля, 1 августа, 1 сентября, 1октября, делим уже на 10).

Обращаем внимание на то, что данное положение касается вновь созданных организаций. Если уже действующая организация создает обособленное подразделение с отдельным балансом, следовательно, налоговая база может не увеличиваться, изменяется только место уплаты определенной части налога, так как создаваемому обособленному подразделению передается часть имущества головной организации. Вследствие этого среднегодовая стоимость имущества головной организации уменьшается, а стоимость имущества обособленного подразделения увеличивается, в целом по организации стоимость имущества остается неизменной с начала года.

Руководствуясь вышеприведенными разъяснениями Минфина, рассмотрим пример расчета налога на имущество по вновь созданному обособленному подразделению, выделенному на отдельный баланс:

Пример:

ООО “Марс”, зарегистрированное в г. Волгограде, приняло решение о создании филиала в г. Самаре. Филиал зарегистрирован по месту своего нахождения в налоговых органах 05 апреля 2006 года.

По данным бухгалтерского учета остаточная стоимость основных средств ООО «Марс» за I квартал 2006 года составляет:

На 1 января 1500000

На 1 февраля 1750000

На 1 марта 2200000

На 1 апреля 2250000

Средняя стоимость имущества за отчетный период составила 1925000 руб. [(1500000+1750000+2200000+2250000): 4].

Сумма авансового платежа за I квартал – 10588 руб. (1925000 х 2,2 %: 4).

ООО “Марс” передало своему филиалу имущество на баланс в апреле 2006 года.

Остаточная стоимость основных средств ООО «Марс» и филиала за полугодие 2006 г составляет:

Средняя стоимость имущества головной организации за полугодие составит – 1813 571 руб. [(1500000+1750000+2200000+2250000+1830000+1590000+1575000): 7]. Сумма авансового платежа за полугодие – 9975 руб. (1813571 х 2,2 %: 4). Головная организация должна уплатить по месту своей регистрации в г. Волгограде до 30 июля 2006 года авансовый платеж в размере 9975 рублей.

Средняя стоимость имущества филиала – 175714 руб. [(420000+ 410000 + 400000): 7], а сумма авансового платежа по налогу – 966 руб. (175714 х 2,2 %: 4). Филиал должен уплатить авансовый платеж по налогу на имущество по месту регистрации в г. Самаре до 30 июля 2006 года в размере 966 руб.

Рассмотрим порядок исчисления налога на имущество при ликвидации организации или реорганизации.

Обратимся еще раз к статье 55 Налогового кодекса РФ. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

В случае если организация продает или ликвидирует недвижимое имущество в текущем календарном году, то налоговым периодом по налогу на это имущество в данном календарном году является период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Поскольку в соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, а налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно, то организация имеет право представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении ликвидированной организации или ликвидированного обособленного подразделения, а также проданного объекта недвижимого имущества в течение календарного года до срока ее представления, установленного п. 3 ст. 386 Налогового кодекса РФ.

К моменту окончания ликвидации организации основные средства должны быть реализованы, а в случае ликвидации филиала основные средства могут быть переданы головной организации либо также проданы. Следовательно, при ликвидации организации или филиала среднегодовая стоимость имущества, на основании которой исчисляется сумма налога, подлежащего уплате по месту нахождения имущества, будет определяться как сумма остаточной стоимости имущества на 1 число каждого месяца до месяца ликвидации, деленная на 13.

Пример: Участниками ООО ”Меркурий” 20 февраля 2006 г было принято решение о его ликвидации. До 25 апреля 2006 года все основные средства были проданы.

Остаточная стоимость основных средств ООО “Меркурий”

На 1 января 150 000 руб.

На 1 февраля 120 000 руб.

На 1 марта 90 000 руб.

На 1 апреля 60 000 руб.

Средняя стоимость имущества за I квартал составила (150000+120000+90000+60000):4 = 105000 руб. Сумма авансового платежа за I квартал 2006 года 578 руб.

15 мая 2006 года ООО ”Меркурий” подало окончательный ликвидационный баланс и налоговые декларации, в том числе по налогу на имущество:

Среднегодовая стоимость имущества на дату подачи налоговой декларации составляет:

(150000+120000+90000+60000):13 = 32308 руб.

Сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет 32308 x 2,2 % = 711 руб. С учетом авансового платежа за I квартал нужно доплатить 133 руб.

staff.wikireading.ru

Ликвидация: особенности налогообложения

Ликвидация компании — это сложный и трудоемкий процесс, который должен найти свое отражение в бухгалтерском учете и имеет определенные особенности в налогообложении.

Рассмотрим порядок налогообложения операций, осуществляемых при ликвидации организаций.

Особенности налогообложения в процессе ликвидации организаций связаны с тремя группами операций:

— окончательные расчеты по налогам и сборам ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества;

— налогообложение расчетов с учредителями или участниками;

— налогообложение расчетов с увольняемыми наемными работниками.

Согласно ст. 44 НК РФ с ликвидацией организации-налогоплательщика обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, но только после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ.

В общем случае обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в том случае, когда имеющегося имущества (денежных средств и средств, полученных от продажи активов) недостаточно для осуществления окончательных расчетов с бюджетом по налогам и сборам, руководством организации должно быть принято решение о дополнительных взносах учредителей.

В бухгалтерском учете это может быть отражено следующим образом:

Дебет 75 «Расчеты с учредителями» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму дополнительной задолженности учредителей, соответствующую остатку задолженности по налогам и сборам.

В принципе в данной проводке может кредитоваться и счет 80 (к которому в этом случае нужно будет открывать дополнительный субсчет). Однако последующая схема списания полученных средств будет более сложной. При применении же счета 76 далее оформляются следующие проводки:

Дебет 51 (50) Кредит 75

— на сумму фактически поступивших средств;

— на сумму налогов и сборов, перечисленную в бюджет;

Дебет 76 Кредит счетов учета источников уплаты налогов (как правило, 99 — по налогу на прибыль, задолженность по НДС должна возмещаться за счет выручки от продаж товаров, работ или услуг, НДФЛ — за счет средств, причитающихся к выплате работникам и т.д.)

— на сумму задолженности, которая не могла быть покрыта ввиду недостаточности источников. Предполагается, что ранее налоги были начислены и отражены в бухгалтерском учете установленным порядком.

Пример. Начислен налог на прибыль в сумме 1000 тыс. руб. Фактический размер денежных средств, которые могут быть направлены на уплату налога, — 900 тыс. руб. Руководством организации принято решение о возмещении разницы за счет дополнительных взносов учредителей.

В бухгалтерском учете будут оформлены проводки:

Дебет 99 Кредит 68

— 1 000 000 руб. — на сумму начисленного налога;

Дебет 75 Кредит 76

— 100 000 руб. — на сумму дополнительных взносов учредителей;

Дебет 51 Кредит 75

— 100 000 руб. — на сумму фактически поступивших взносов;

Дебет 76 Кредит 99

— 100 000 руб. — на сумму взносов, направленных на увеличение источника уплаты налога;

Дебет 68 Кредит 51

— 1 000 000 руб. — на сумму, перечисленную с расчетного счета налогоплательщика в бюджет.

В том случае, если налогоплательщик не принимает самостоятельного решения об отнесении сумм непогашенной задолженности по налогам на учредителей, эта сумма может быть взыскана в судебном порядке.

Пунктом 3 ст. 49 НК РФ воспроизведена норма ГК РФ, в соответствии с которой очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации — в общем случае ст. 64 ГК РФ, при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований всех кредиторов — ст. 855 ГК РФ.

Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

При наличии фактов излишней уплаты налога необходимые мероприятия по его зачету должны быть запланированы с таким расчетом, чтобы зачет был произведен до даты завершения расчетов соответствующей очереди, а мероприятия по возврату излишне уплаченного налога должны проводиться с таким расчетом, чтобы соответствующие суммы могли поступить на расчетный счет организации до момента его обязательного закрытия.

Ликвидация организации может быть завершена практически в любой день календарного года, квартала или месяца, то есть в течение отчетного или налогового периода. Поэтому возникает необходимость специального регулирования продолжительности налогового периода в отношении таких налогоплательщиков.

В общем случае под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ). Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Приведенные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Особенности снятия налогоплательщика с учета установлены ст. ст. 23 и 84 НК РФ:

— налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения (п. 2 ст. 23 НК РФ);

— в случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 84 НК РФ).

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Еще одна особенность отношений ликвидируемых организаций с налоговыми органами связана с выездными налоговыми проверками.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ). При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Особенности уплаты отдельных налогов и сборов при ликвидации организаций (в том числе и в результате их реорганизации) приведены ниже.

Налог на добавленную стоимость

При ликвидации организации все расчеты с контрагентами, в результате которых могут возникать отношения по НДС, должны быть завершены, а именно:

— суммы НДС по стоимости отгруженной продукции, работ или услуг должны быть перечислены в бюджет;

— суммы НДС по стоимости полученных авансов, подлежащих возврату покупателю или заказчику (в связи с невозможностью исполнения обязательств по соответствующему коммерческому договору), должны быть сторнированы;

— суммы уплаченного (подлежащего уплате) НДС, право на налоговый вычет по которым утрачено, должны быть отнесены на увеличение затрат, связанных с производством и реализацией товаров, работ или услуг;

— суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов должны быть истребованы порядком, установленным ст. ст. 78 и 79 НК РФ.

Основной вопрос, который возникает при расчетах с бюджетом по налогу на добавленную стоимость при ликвидации налогоплательщика, связан с тем, считать ли реализацией распределение имущества между учредителями и участниками хозяйственных обществ и товариществ.

В данном случае следует прежде всего руководствоваться общими нормами, установленными ст. 39 НК РФ.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Кроме того, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) передача долей в уставном (складочном) капитале организации паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, если стоимость распределяемого между участниками ликвидируемого общества имущества превышает их первоначальный вклад, то для целей налогообложения данные операции следует рассматривать как реализацию товаров (работ, услуг). Налоговую базу по НДС в таком случае следует определять как разницу между распределяемыми среди участников общества долями и их первоначальными вкладами.

В то же время при ликвидации организации и передаче ее учредителям акций и денежных средств объект обложения НДС как у ликвидируемого общества, так и у его участников не возникает.

Это обусловлено тем, что операции с денежными средствами и операции по реализации ценных бумаг не подлежат обложению НДС.

Следует учесть, что при передаче имущества в пределах первоначального взноса необходимо восстановить к уплате в бюджет НДС со стоимости материально-производственных запасов и недоамортизированной части передаваемых участникам основных средств.

Следовательно, наиболее предпочтительной с точки зрения налогообложения представляется организация расчетов с учредителями и участниками в денежной форме или посредством передачи ценных бумаг других организаций (собственные акции и доли передавать бессмысленно, так как на дату ликвидации они уже ничего не стоят).

Из сказанного также следует, что в том случае, когда расчеты осуществляются в неденежной форме, в бухгалтерском и налоговом учете соответствующие операции целесообразно отражать в два приема — при передаче имущества в части, соответствующей первоначальному взносу, и в части, превышающей указанную сумму. Если расчеты частично осуществляются денежными средствами, нужно будет оформлять и третью проводку.

Налог на прибыль организаций

Особенности налогообложения могут, в частности, возникать при определении размера доходов и начислении амортизации.

При определении налоговой базы не учитываются доходы (пп. 3, 3.1 и 4 п. 1 ст. 251 НК РФ):

— в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером));

— в виде сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих налоговому вычету у принимающей организации в соответствии с гл. 21 НК РФ при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;

— в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Позиция Минфина России по этому поводу была выражена еще в 2006 г. Письмом от 19.06.2006 N 03-03-04/1/525, в котором указывалось следующее.

В соответствии со ст. 249 НК РФ для целей обложения налогом на прибыль организаций доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации имущественных прав.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Не является реализацией передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Статьями 61 — 64 ГК РФ предусмотрен определенный порядок ликвидации юридических лиц, который не предусматривает каких-либо выплат кредиторам после погашения обязательств, отраженных в промежуточном ликвидационном балансе, и к моменту осуществления ликвидационных выплат участникам все обязательства ликвидируемого юридического лица перед бюджетом должны быть погашены.

Аналогичным образом в п. 3 ст. 44 НК РФ указано, что обязанность по уплате налогов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ, п. 3 которой предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, сам по себе факт распределения имущества в пользу участников ликвидируемого юридического лица не является реализацией в целях налогообложения прибыли, и следовательно, объект обложения налогом на прибыль организации у ликвидируемой организации в этом случае не возникает.

Подчеркнем, что эта позиция касается налоговых обязательств ликвидируемой организации, то есть операции по передаче имущества (включая денежные средства) через счет учета продаж отражаться не должны, а их финансовый результат не должен определяться.

Что же касается организации, получившей имущество от ликвидированной организации, то оно считается безвозмездно полученным и его стоимость учитывается в составе внереализационных доходов только в части превышения стоимости фактически полученного имущества над размером первоначального взноса учредителя или участника — юридического лица.

При передаче имущества в уставный капитал (возникающее при реорганизации организаций) следует учитывать особенности, установленные ст. 277 НК РФ.

При ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

При реорганизации организации, независимо от формы реорганизации, у налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.

При реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования, предусматривающей конвертацию акций реорганизуемой организации в акции создаваемых организаций или в акции организации, к которой осуществлено присоединение, стоимость полученных акционерами реорганизуемой организации акция создаваемых организаций или организации, к которой осуществлено присоединение, признается равной стоимости конвертированных акций реорганизуемой организации по данным налогового учета акционера на дату завершения реорганизации (на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).

В аналогичном порядке осуществляется оценка стоимости долей (паев), полученных в результате обмена долей (паев) реорганизуемой организации.

Особенности оценки и принятия к налоговому учету сумм стоимости имущества, полученного правопреемником ликвидированной организации, изложены в Письме Минфина России от 03.05.2007 N 03-03-06/1/258 (текст ст. 277 НК РФ после даты выхода Письма не менялся).

Минфин указал, что в соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ при размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи), определяются с учетом следующих особенностей:

1) у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи);

2) у налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).

При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей налогообложения прибыли признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

При этом имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

При ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев) (п. 2 ст. 277 НК РФ).

Таким образом, стоимость первоначального взноса участника общества в уставный капитал определяется исходя из данных налогового учета передающей стороны на момент перехода права собственности с учетом дополнительных расходов, связанных с такой передачей.

При списании с учета ликвидированной организации стоимости амортизируемого имущества необходимо учитывать следующие особенности.

Если организация в течение какого-либо календарного месяца была ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со ст. 55 НК РФ налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей (п. 5 ст. 259 НК РФ):

1) амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией — по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;

2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.

Кроме того, при передаче имущества ликвидируемой организации должны быть списаны все ранее возникшие отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, учтенные в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 18/02.

Наиболее распространенными случаями возникновения отложенных налоговых активов являются следующие виды хозяйственных операций и других объектов бухгалтерского учета.

— доходы в виде безвозмездно полученного амортизируемого имущества;

— суммы процентов по договорам займа, кредита, начисленные по истечении срока договора.

Полученные доходы в виде авансов при использовании кассового метода определения доходов и расходов — в целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета — исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

— излишне уплаченный налог, сумма которого не возвращена в организацию, а принята к зачету при формировании налогооблагаемой прибыли в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах;

— убытки, перенесенные на будущее, не использованные для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, но которые будут приняты в целях налогообложения в последующих отчетных периодах, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах;

— применение в случае продажи объектов основных средств разных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;

— применение в случае уступки права требования, срок исполнения обязательств по которому в соответствии с условиями договора истек к моменту уступки, разных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения 50% суммы убытка;

— наличие кредиторской задолженности за приобретенные товары, работы, услуги при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета — исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

— накопленная амортизация актива (применение разных способов расчета амортизации и сроков полезного использования);

— разница в стоимости материалов, списанных в бухгалтерском и налоговом учете (применение различных способов списания материалов);

— прямые расходы, принимаемые в бухгалтерском учете, превышают прямые расходы для целей налогообложения (применение различных способов определения стоимости НЗП);

— применение разных способов признания расходов: в бухгалтерском учете — путем создания резервов и в налоговом учете — путем включения фактически произведенных затрат в расходы отчетного периода, например расходы на ремонт, списание сомнительных долгов, расходы на оплату отпусков;

— накопленная амортизация актива, показанная в бухгалтерской отчетности, превышает амортизацию, принимаемую для целей налогообложения (применение разных способов расчета амортизации и сроков полезного использования);

— стоимость материалов, списанных в бухгалтерском учете, превышает стоимость материалов, принимаемую для целей налогообложения (применение различных способов списания материалов);

— разница между суммой начисленного резерва по сомнительным долгам по правилам бухгалтерского и налогового учета.

Отметим, что перечень не является исчерпывающим — приводятся только наиболее распространенные операции и другие объекты бухгалтерского учета.

Отложенные налоговые активы учитываются на счете 09, списываются по мере уменьшения соответствующих временных разниц, а также при выбытии объекта бухгалтерского учета, в связи с поступлением которого отложенные налоговые активы возникли.

Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Таким образом, по существу отложенное налоговое обязательство представляет собой сумму налога на прибыль, начисленного на ту часть базы, которая для целей бухгалтерского учета не учитывается, но учитывается для целей налогообложения.

Также как и отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства признаются в том отчетном периоде, в котором возникают налогооблагаемые временные разницы.

Отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства». При этом в аналитическом учете отложенные налоговые обязательства учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла налогооблагаемая временная разница. По кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается отложенный налог, уменьшающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. По дебету счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых обязательств в счет начислений налога на прибыль отчетного периода. Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет отложенных налоговых обязательств ведется по видам активов или обязательств, в оценке которых возникла налогооблагаемая временная разница. То есть структура и наименование субсчетов, открываемых к счету 77 «Отложенные налоговые обязательства», могут быть идентичными структуре и наименованиям субсчетов, открываемых к счету 09 «Отложенные налоговые активы».

По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по налогам и сборам.

Обратите внимание! Операции по счету 99 «Прибыли и убытки» (как в случае списания отложенных налоговых активов, так и в случае списания отложенных налоговых обязательств) к изменению задолженности по налогу на прибыль не приводят — сумма этой задолженности определяется по данным налогового учета, а все нормы ПБУ 18/02 направлены лишь на то, чтобы задолженность могла быть определена и по данным бухгалтерского учета.

Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается на счет учета прибылей и убытков в сумме, на которую согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не будет увеличена налогооблагаемая прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Бухгалтерские проводки, оформляемые при учете отложенных налоговых обязательств, аналогичны проводкам по учету отложенных налоговых активов.

www.eg-online.ru

Закрыть меню